40 лет назад ГАЗ начал производство легендарной модели грузовика ГАЗ-66. С модификациями она выпускалась почти до конца ХХ века. Почти у каждого популярного российского автомобиля среди водителей есть своя кличка. «Буханка», «Копейка», «Зубило», «Захар»... А эту модель окрестили «Шишигой» – вероятно за сходство звучания со словом «шестьдесят шестая». Производство полноприводного бескапотного грузовика ГАЗ-66 стартовало со второго на третье ноября 1963 года. История рождения ГАЗ-66 необычна. 3 августа 1956 года в экспозиции новых моделей, выставленных на тогдашней ВСХВ (затем – ВДНХ, а ныне ВВЦ) был представлен грузопассажирский внедорожник ГАЗ-62. Он напоминал известный у нас ленд-лизовский армейский Dodge-3/4. Но ни армия, ни сельское хозяйство не проявили к машине особого интереса. Первоначально завод планировал выпускать и трехосный грузовик ГАЗ-34 и ГАЗ-33 колесной формулы соответственно 6х6 и 6х4. Их испытания уже шли в 1965 году. Но заказчик (читай – вооруженные силы) не счел нужным дать добро на эти модели, полагая, что машина грузоподъемностью 3,5 тонны (ЗИЛ-131) более подходит для армейских нужд. Ее выпуск был начат с 1967 года. На базе ГАЗ-66 существовало немало разновидностей. В частности, для воздушно-десантных войск выпускалась машина с брезентовым верхом кабины и откидывающимся в горизонтальное положение ветровым стеклом. Такой автомобиль удобно размещался в транспортном самолете, был пригоден для сбрасывания с парашютом и проще маскировался в кустарнике. Завод также выпускал шасси ГАЗ-66-12-1010 для установки фургонов, цистерн и разных специализированных кузовов. Кроме того, существовала и так называемая народно-хозяйственная модификация базовой модели. Она не имела системы подкачки, лебедки и называлась ГАЗ-66-40. Модификация выпускалась с 1995 года, и на ее базе завод делал сельскохозяйственные самосвалы, которые имели задние двускатные колеса. Автомобили семейства ГАЗ-66 сходили с конвейера до июля 1999 года. На смену им пришли грузовики «Садко» ГАЗ-3308. У этого автомобиля силовой агрегат и узлы шасси сохранены от ГАЗ-66, но компоновка машины выполнена по капотному типу. Одним из доводов в пользу такого решения стали большие потери военных водителей в так называемых горячих точках, связанные с особенностями конструкции ГАЗ-66. Когда кабина вынесена в зону передних колес, водитель легко становится жертвой подрыва на мине. При капотной компоновке мина взрывается под двигателем, и вероятность ранений меньше. ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Легендарная проходимость обусловленна использованием самоблокирующихся дифференциалов, большим дорожным просветом и регулируемым давлением в колёсах (для чего диски имеют особую конструкцию). Важной особенностью конструкции являются полностью разгруженные полуоси. Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести и компактность за счет кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колеса и спускается без завала кабины (в отличие от ЗИЛ-131)[источник?]. Однако, ограниченный жилой объём кабины оказался смертельно опасен для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 90-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью. Основные модификации ГАЗ-66 и специализированные кузова на его шасси [b] * ГАЗ-66 (1964—1968) — базовая модель без централизованной системы подкачки воздуха в шины * ГАЗ-66А (1964—1968) — с лебедкой * ГАЗ-66Б (1966) — авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой стекла * ГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с коробкой отбора мощности * ГАЗ-66Э (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием * ГАЗ-66-01 (1968—1985) — базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах * ГАЗ-66-02 (1968—1985) — с лебедкой * ГАЗ-66-03 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием * ГАЗ-66-04 (1968—1985) — шасси с экранированным электрооборудованием * ГАЗ-66-05 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием и лебедкой * ГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная базовая модель * ГАЗ-66-12 (1985—1996) — с лебедкой * ГАЗ-66-14 (1985—1996) — шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности * ГАЗ-66-15 (1985—1996) — с экранированным электрооборудованием и лебедкой * ГАЗ-66-16 (1991—1993) — народнохозяйственная модификация с двухскатной ошиновкой заднего моста и деревянной платформой, грузоподъёмность 3,5 т * ГАЗ-66-21 (1993—1995) — народнохозяйственная модификация с удлиненным шасси, усиленными мостами, двухскатной ошиновкой заднего моста и платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т * ГАЗ-66-41 (1992—1995) — с безнаддувным дизелем ГАЗ-544 * ГАЗ-66-40 (1995—1999) — с турбодизелем ГАЗ-5441 экспортные: * ГАЗ-66-51 (1968—1985) * ГАЗ-66-52 (1968—1985) — с лебедкой * ГАЗ-66-81 (1985—1995) — для стран с умеренным климатом * ГАЗ-66-61 (1985—1995) — для стран с тропическим климатом АП-2 - автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка. ДДА-2 - дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях. ГЗСА-731, 983-А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта» «Хлеб» и «Медикаменты». МЗ-66, 3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике. 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521, 3964 — передвижные клиники САЗ-35-31 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-21[/b] Технические характеристики Тип Двухосный грузовой автомобиль Грузоподъёмность 2000 кг Максимально допустимая масса прицепа 2000 кг Полная масса с лебёдкой/без 5979/5800 кг длина 5805 мм ширина 2322 мм высота по кабине без нагрузки 2440мм высота по тенту без нагрузки 2520 мм высота по кабине с полной массой 2410 мм колёсная база 3300 мм дорожный просвет 315 мм Колея передних колес 1800 мм Колея задних колес 1750 мм радиус поворота 9,5 м Глубина преодолеваемого брода (по дну) 0,8 м двигатель восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждением рабочий объём 4250 см³ мощность 115 л.с. КПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах Раздаточная коробка С понижающей передачей и отключаемым передним мостом привод задний или полный колёса специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; Шины 12,00-18 Давление в шинах 0,5-3 кг/см максимальная скорость с полной массой 95 км/ч (без ограничителя оборотов — 120) ёмкость топливных баков 210 л контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км.ч 24 марка топлива A-76, АИ-80 Ёмкость АКБ 75 А·ч Ток отдачи генератора 80 А
|